Понедельник, 29.04.2024, 04:29
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Папка - передвижка для родителей
Папка – передвижка для родителей:
"СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ В СЕМЬЕ” Взаимоотношения поколений можно рассматривать в различных аспектах: как исторически и культурно изменчивое явление. Исторический аспект взаимоотношений старшего и младшего поколений в обществе. В так называемых традиционных обществах образ человека старшего поколения был тесно связан с категорией жизненного опыта, его постепенного накопления и передачи молодым. Обычаи, традиции, преемственность, наследие – все эти механизмы общественного бытия предполагают уважение к предкам и высокий авторитет старших. Однако характер отношений между поколениями не остается неизменным. Темпы развития современного общества стремительны. В мире, где предстоящее неизвестно, знания и опыт старших часто не могу найти применения, а иногда становятся даже вредными в силу совершенно изменившихся условий, обстоятельств, законов. Человек, скорее вынужден учитывать мнения ученых, ориентироваться на взгляды и поведение современников; и дети, и взрослые учатся у сверстников и даже более того – взрослые учатся у своих детей. Авторитет старших уже не может служить главной опорой для молодых. На пороге третьего тысячелетия опыт дедов в воспитании детей не срабатывает столь эффективно, как это было прежде. Разница между поколениями зависит от скорости общественного прогресса. Там, где эта скорость невелика или равна нулю, различия между поколениями незначительны. Поэтому можно говорить о полной преемственности. Вторая половина нынешнего века характеризуется столь стремительным развитием, что опыт старшего поколения начинает отставать от требований времени. Сегодня бабушки и дедушки не могут сказать своим детям и внукам: "Делай, как я!". Поэтому и современная бабушка (дедушка) – это уже не та авторитетная фигура, некогда диктовавшая, как надо воспитывать детей. Признание авторитета и мудрости старших, уважение к их опыту должно дополняться осознанием ценности инноваций. Только встречное движение позволит прийти к содержательному диалогу поколений, к взаимопониманию. Воздействие бабушек и дедушек на младших членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно. Сложные и противоречивые отношения связывают подчас родителей и их взрослых детей и внуков. Психологический климат в семье и характер влияния на ребенка зависят от качества этих взаимоотношений. Так, например, одностороннее доминирование в семье матери, а тем более бабушки по материнской линии выступает как фактор, увеличивающий вероятность невротических нарушений у детей. Наряду с оказанием некоторой помощи – бытовой, материальной, бабушки и дедушки выступают в роли связующего звена между прошлым и настоящим семьи, передают традиции и проверенные ценности, окружают внуков поистине безусловной любовью. На основании анализа полученных данных выделены три основных типа бабушек: "формальная” или "обычная”; "активная”, или "увлеченная”; "далекая”, или "отстраненная”, "символическая”. "Обычные бабушки" принимают участие в уходе за внуками и в их воспитании, однако под воспитанием они скорее подразумевают помощь в бытовом уходе за ребенком ( приготовление обедов, кормление, гуляние, купание и т.д. ) и/или материальное обеспечение семьи. Согласно проведенному опросу, каждая вторая бабушка относится к типу "обычной”. Она вместе с внуками смотрит телевизионные передачи, читает им, гуляет с ними, летом ,как правило, проводит время вместе ( например, на даче). В приготовлении уроков, в играх, культурном просвещении внуков бабушки этого типа участвуют незначительно. Они поощряют внуков: хвалят, обнимают, целуют; покупают мороженое, сладости, фрукты, игрушки, вещи. При этом обычно делают это "просто так” или "за хорошее поведение”, "за то, что она маленькая” . В качестве наказаний "в случаях плохого поведения” , непослушания предпочитают не общаться с ними или поругать. "Активные” , "увлеченные бабушки” имеют высокую степень вовлеченности в досуг и проблемы своих внуков. Они заботятся о внуках, балуют их, помогают делать уроки, играют с ними , ходят в театры и на выставки, что требуют больше усилий, моральных и физических. Увлечение бабушки чаще отмечают и поддерживают у внуков проявления доброты, сочувствия, помощи; чувствительны к моментам, когда внукам требуется поддержка, ободрение. В качестве наказания за "вранье, лень, грубость” ругают. Запрещают смотреть телевизор или ходить в гости, могут, дать подзатыльник или не общаться, т.е. они проявляют большую активность в наказаниях по сравнению с бабушками предыдущего типа и считают, что имеют на это право. "Далекие", "отстраненные бабушки" затрачивают на внуков гораздо меньше времени. Внуки таких бабушек с рождения воспитывались или только родителям, или с помощью старшего поколения "с другой стороны", т.е. бабушки "отстраненного" типа не имели и продолжают не иметь каких либо обязанностей по отношению к внуку. В высказываниях отстраненных бабушек очень часто встречаются противоречия. Такая бабушка, например, считает, что ее главная роль в семье – воспитание внуков, но под воспитанием она подразумевает только чтение и прогулки на свежем воздухе; или, утверждая, что у нее есть обязанности по отношению к внуку, видится с ним один, два раза в году, когда телефонные разговоры, воспоминания – единственный вид совместной деятельности. Связь между поколениями, преемственность опыта имеют важнейшее значение, хотя и не всегда осознаются самими членами семьи, детьми и внуками. Несомненно , что в вопросах воспитания бабушки и дедушки бывают мудрее в силу того, что у них есть опыт общения с малышами, уже заметнее стали педагогические достижения и промахи в отношении собственных детей. С внуками они по существу в третий раз, но уже на ином уровне. Открывают окружающий мир: в начале жизни они сами "входили” в него, потом "вводили” своих детей, наконец – внуков. Какое счастье читать внуку книги своего детства и детства своих детей! И каждый раз, "путешествуя” по третьему кругу своей жизни, бабушки и дедушки рассказывают внукам о себе, о своих родителях, упрочая связи между поколениями. С бабушек и дедушек начинается ..историческое.. образование внуков. Нет, дети не изучают историю как предмет, у них не формируется исторические понятия. Это задача школы. История имеет много пластов – от прошлого человечества до истории конкретной семьи. Бабушки и дедушки вольно и невольно приобщают внуков к истории своей семьи, но через эту призму высвечивается история народа. Дети усваивают отдельные детали, единичные образы. Незатейливые рассказы бабушки и дедушки, их взгляд и отношение к тем или иным событиям – все это подспудно подводит ребенка к пониманию того, что в жизни народа происходят перемены. Дети начинают осознавать, что каждое новое поколение живет в иных условиях, чем предыдущее, думает и выглядит иначе. Приходит понимание, что люди, события, вещи имеют прошлое, настоящее, будущее. Формируются первые представления о связи между поколениями. Складывается более обобщенный исторический образ: как люди жили раньше, как трудились, как отдыхали, как воспитывали детей. В семье используются и другие источники исторических знаний, хранителями которых чаще всего бывают бабушки и дедушки: семейные реликвии, сказки, песни, поговорки и пословицы, загадки, детские игры и игрушки. Все эти средства формирования у детей первоначальных исторических представлений отвечают образному характеру детского познания окружающего мира, окрашены личностным отношением.
Категория: Мои статьи | Добавил: директор (24.03.2014)
Просмотров: 1564 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: